НеХоботов (nehobotov) wrote,
НеХоботов
nehobotov

Categories:

Исповедь директора автосервиса, часть 1/2

Люблю всякие бизнес-истории. И не только которые с хеппи-эндом, нравоучениями и примерами для подражания - я такой, мол, как все. Нет, такие как все - это простые директора, мелкие предприниматели, со своими страхами, непрофессионализмом, наивностью и глупостью. Ошибающиеся, пьющие, рефлексирующие и начинающие заново. Ну или не начинающие, это уж по ситуации.

В общем вот. Весьма интересное чтиво: "Исповедь директора автосервиса." Про скучные будни, про обыденные проблемы, про рукожопов и хитрожопов... В общем, поменять автосервис на юр.бюро или кафе, да подкорректировать детали в тексте, получится тоже примерно правда.
Поехали.

Исповедь директора автосервиса или как не стоит жить!

13 мая 2010. ЧАСТЬ 1.
Ну вот, наконец-то я вышел из автобизнеса.

В этой связи решил подвести краткий итог своей годовой работы, чтобы самому не повторить ошибок и других предостеречь.
В очередной раз я уверился в прописной истине – каждый должен заниматься своим делом.
Вот и сама история:

6 лет подряд работал я в сфере IT, занимался комплексной автоматизацией предприятий. Через 6 лет я возомнил, что могу поднять в принципе любой бизнес, были бы люди грамотные и денег на старт. И как только я это решил, у меня появились деньги и грамотные люди.

Базовые знания в автомобилестроении я имел. Знал, как завести машину, как работает ДВС, и представлял типовые поломки автомобиля. Однако, о нюансах работы СТО я знал только понаслышке, а именно то, что мне рассказывали под бокал пива с шутками и прибаутками.

И вот однажды, рассказали мне как один человек организовал СТО, вложил деньги, нашел помещение за 100тр в месяц, поставил туда 3 подъемника и за 3 месяца оборот этого человека поднялся до 600тр в месяц. Я прикинул, посчитал, вроде интересно.

Человек, который рассказал мне эту историю, именуется Сергеем. 36 лет от роду. Гениальный диагност и электрик. Однако, как свойственно каждому гениальному и творческому человеку – не без приколов. Когда выбираешь себе партнера в бизнесе, обязательно надо смотреть, как он живет. Человек, который поет песни о больших бабках и живет на последние, как минимум должен вызвать недоверие, однако, желание начать новую жизнь у меня было так высоко, что я закрыл глаза на эту «мелочь» и рискнул.

Сели мы с Сергеем, посчитали бюджет. Нарисовалась очень привлекательная цифирь, я рассчитывал на большее. Я попросил Сергея прикинуть, где это оборудование можно купить. Он меня начал уверять, что существует одна единственная в Питере фирма «АИСТ», в которой продается оборудование для автосервисов по низким ценам. Я с ними связался, оказалось, что товарищи работают только по безналу, пришлось работать через сбербанк, так как на тот момент юрлицо я только создавал.

Далее я озаботился поиском помещений. Надо заметить, что ангаров под СТО и готовых СТО в Питере отдают в аренду фигову тучу. Поэтому, я начал поиски по территориальному признаку, а именно поближе к дому и к авторынкам. Нашел очень быстро, смутило только одно – хозяин помещений – айзер, а я как старый расист…ну в общем всё со мной понятно. Однако, сторговав интересную для себя цену и заручившись у хозяина гарантией, что он не повысит стоимость аренды на ближайший год, мы ударили по рукам, я внес задаток и чтоб я еще раз с чурками начал какую-либо совместную деятельность! Но об этом позже.

Убедившись, что помещение у меня в кармане с нужного мне числа, я начал закупать оборудование. В процессе закупки я начал заезжать на авторынки и обратил внимание, что то же самое оборудование присутствует в еще и большем ассортименте в обычных магазинах, как и в АИСТе иногда и по ценам ниже. Нафига спрашивается мне этот гемор с безналом и с задержками поставок, если можно купить всё и сразу? Но, это я проглотил.

И вот, долгожданное юрлицо готово и осталась одна неделя до даты открытия. УРА! УРА!
Сплю ночами по 3 часа, тупо не могу заснуть, думаю, как жить дальше, что будет. Короче, нервяк капитальный! Сергей в свою очередь как и обещал бросил работу в ЕВРОАВТО, и тоже начал готовиться. Я разместил вакансию в интернете с целью найти слесарей и моториста, дал контактный телефон Сергея. Ему звонили прямо при мне, и он почему-то брал на работу всех звонивших заочно, даже не предлагая встретиться. Странно, но ладно…
Встал вопрос: откуда нам брать клиентов? Сергей поклялся на Коране, что к нему будет просто паломничество из клиентов, то есть на первое время он нас обеспечит, пока не образуется сторонняя клиентская база. И ведь не соврал, гад.
Итак, долгожданный первый день!!! Это не забываемо.

Мы встретились с хозяином помещения в 9 утра, работников я пригласил в 12.
Ангар хозяин пытался открыть битый час, так как ключи в единственном экземпляре оказались у старых арендаторов, которые шустренько слились из сервиса после того, как у них угнали хаммер. Замок срезали, я повесил новый. Зато ключи только у меня.
Осмотрели помещение, я посмотрел акт приемки оборудования, отметив в акте, какого оборудования в ангаре нет. Дурак. Надо было составить свой акт… потом накололся. Но, помещение мне сдали в достойном виде: более или менее чисто, оборудование на месте…

12.00: начали подтягиваться работники. Кто же у нас оказался среди: два гасторбайтера из латвии, которые умеют только менять ступичные подшипники на БМВ и нихера не уважают клиентов, моторист, смердящий перегаром и с засаленными волосами и с усами до колена, мальчик 18 лет, который 1 месяц работал в шиномонтаже подносчиком инструментом и нихера не умеющий делать и сисадмин (Миша), который с его слов «всегда все свои автомобили чинил сам»
Я АХУЕЛ!!! Однако, доверившись опыту старшего коллеги мы начали. Через час приехал Mersedes ML 350 на диагностику двигателя. Диагностику провели, Миша почистил свечи, Сергей сбросил ошибки. Всё заработало! Потом приехал Опель зафира на замену ступичного подшипника. Работу дали гасторбайтерам. Пацаны даже колодки под колеса не подложили, а когда работу закончили не предупредили, что тормоза надо продавить и клиент чуть не влетел, съезжая с подъемника.
Потом приехала девушка на субаре прокол починить, мальчик, который колесико ей подкачивал, кинул шланг для подкачки прямо через капот, после чего девушка орала еще минут 15, угрожая вызвать СЭС, братков и папу римского для наложения на нас анафемы… Так прошел первый день…

Последующие дни мало чем отличались от первого. Пока суть да дело, я разработал форму отчетности для самого себя, нашел программу, которая создает документы для СТО и т.д.
Прошла неделя, по окончании которой у меня вылетела нахрен вся бригада гасторбайтеров, мальчик шинщик и алкаш-моторист. Остался только сисадмин, который оказался действительно не плохим слесарем. В выходные я решил клиентов не принимать. Заняться набором новых людей и начал подводить итоги.

Что оказалось: Предварительно согласованной с Сергеем сметой оказалось можно подтереться, так как я тратил из своего резервного бюджета дополнительно по 15-20 тысяч рублей в день на докупку нового оборудования и конца и края этому не наблюдалось. Это минус. Положительное заключалось в том, что поток народа был и был не плохим, так как в первую неделю работы мы обслуживали от 8 до 10 автомобилей, ехавших по наводке Сергея. Что ж… Для старта это очень не плохо. Выручки за первую неделю даже хватило, чтобы уйти в ноль по аренде.
Начал сам искать слесарей. Первые на собеседование пришли уже через 2 часа. Так за выходные я набрал бригаду, которая меня устроила, составил график работы, жизнь стала налаживаться.

14 мая 2010. Часть вторая: Как искать клиентов

Настала вторая неделя работы. Коллектив образовался практически полностью новый, люди более или менее адекватные с руками и опытом работы в сервисах.
С большим для себя удивлением заметил, что поток автомобилей снизился, соответственно работы стало меньше и как следствие возник вопрос: Куда всё делось??? Сергей резонно заметил, что поток его клиентов не может быть вечным и надо каким-то образом заняться привлечением сторонних. Я уточнил, каким же образом он раньше привлекал клиентов в сервис его товарища? Оказалось, что они напечатали листовки и раздавали их в пробке.

В такую методику работы я не верил никогда, ибо полученные в пробке листовки выкидывал в 100% случаев. Тут я неожиданно вспомнил, что год назад мой блог в рунете занимал 400 место, а в ЖЖ вообще 200е… решил я обратиться к интернет сообществу за помощью. Пошукав по сети, я обнаружил, что помимо моего любимого автомобильного сообщества СПБ_АВТО в ЖЖ есть еще масса интересных аналогов. На каждую модель автомобиля есть минимум 2 форума, общих автомобильных форумов вообще огромное множество.

Первым делом пообщался я с модераторами СПБ_АВТО, многих из которых знал лично, и заручившись обещанием, что меня разместят в партнеры, опубликовал пост, где в дружественной форме предложил приехать ко мне на сервис, починиться, получить скидочку, чай, кофе, милые улыбки, задушевные разговоры. Пост разместил. Результат этого действа меня ввел в ступор! В первый же день публикации поста я обработал ровно 80 запросов на ремонт автомобиля. Два человека приехали в день публикации. Запросы сыпались отовсюду: скайп, аська, телефон, комменты в постах. Короче, последующие 3 дня и сидел и тупо отвечал на вопросы. Народ из СПб_АВТО начал подтягиваться.
Было забавно наблюдать, как у тебя в ангаре стоят 5 автомобилей и все с одинаковыми шильдиками, а владельцы этих авто ходят рядом, друг друга не узнаю, ибо не знают, а здороваться стесняются, так как привыкли общаться, стирая пальцы об кнопки.

В качестве личного развлечения я занимался следующим: приезжают ко мне, например, два сообщника чиниться. Оба ждут окончания ремонта в ремзоне. А я подхожу к одному и говорю, что, мол, вон там тоже сообщник, подхожу к другому, говорю то же самое. И наблюдаю, как они начинают нарезать друг вокруг друга круги, в итоге самый смелый находит повод завести разговор и таааак нехотя, как будто этот разговор обязал их я завести. В общем зрелище исключительно забавное.
Самое сложное в обслуживании сообщников оказалось заткнуть рот слесарям. А пиздели они по каждому удобному поводу, так как сообщников они не любили, потому что им полагалась скидка, а скидка эта напрямую отражалась на их зарплате. Ситуация практически не преодолима. А уж как слесаря любят комментировать состояние автомобиля: слово «говно» вполне ясно отражает техническое состояние автомобиля и не является ругательным или зазорным по мнению слесаря, даже если оно сказано в присутствии хозяина автомобиля.

Однако, в правилах обслуживания сообщества есть один самый важный нюанс: это отзывы! Положительные отзывы люди начинают писать только тогда, когда кто-то первый нарушит обет молчания. И только поняв, что можно писать хорошо и при этом не выглядеть глупо, блоггеры начинают писать хорошо. И чем больше они пишут хорошо, тем меньше желания недовольному написать плохо ибо это становится не модным. Положительные отзывы нескончаемым потоком продолжали писаться 3 месяца, пока не нашлась одна завистливая гнида, нарушившая нашу идиллию, но об этом позже.

Стал я пробиваться на другие автофорумы. Вспомнил, что хороший друг у меня модератор РЕНО клуба, сообщники которого являются обладателями не дешевых в ремонте ведер. Проплатил рекламу в Литтлване, где сидит толпа агрессивных домохозяек, готовых слить даже самый лучший сервис. Пробился в ИЖ-ОДА клуб, Лагуна-Клуб, разместился на автосервис.инфо. Однако, чтобы создать лояльное к себе отношение на форуме, где ты никогда не тусил, применяется один простой способ: Ты создаешь 3 логина одновременно, с одного из которых пишешь приглашение в автосервис. Двумя другими логинами общаешься на форуме, хоть сам с собой, дабы была какая то небольшая история общения и появился статус в виде кол-ва сообщений – типа ты не новичок. Потом с этих логинов (но с разных айпишников) ты делаешь по одному положительному отзыву в рекламном топике и считай удача у тебя в кармане! Вот таким грязным способом я стал партнером нескольких автоклубов. Мои красивые слова с радужными обещаниями были подкреплены неплохо сделанным сайтом (если кому интересно: www.auto812.spb.ru). Короче, телефон у меня начал разрываться, от желающих приехать в ремонт. Если человек приезжал из сообщества, в котором я не подосрал свою репутацию, то клиент на меня смотрел как на Бога и думал, что всё что происходит в автосервисе – это часть какого-то древнего тайного обряда, которому нельзя мешать.

15 мая 2010. Часть третья: Работаем легально :)

Хотел бы подробно рассказать, каково вести автобизнес с точки зрения взаимоотношений с государством.

Раньше я со скепсисом воспринимал новости о демонстрациях представителей малого бизнеса, типа государство их давит. Ощутил наконец-то это на себе.
Чтобы открыть автосервис в моих масштабах наше государство предлагает уплачивать вмененный налог и налог на зарплату. Вмененный налог начисляется в зависимости от кол-ва сотрудников.

И так, представим: чтобы мой автосервис существовал, в нем должно работать в общей сложности 6 слесарей, 2 моториста, 1 шинщик, 2 электрика, руководитель, администратор и бухгалтер Итого: 14 человек.
Средняя зарплата слесаря, электрика и шинщика –30 000 рублей, налоги на ЗП – 8 000 рублей на каждого
Средняя зарплата моториста и администратора – 45 000 рублей, налоги на ЗП - 11 000 рублей
ЗП бухгалтера который раз в месяц сводит баланс и подает отчетность составляет 8000 рублей, налоги на ЗП – 2000 рублей
ЗП Руководителя – не будем считать, представим, что он ничего не получает.
Что у нас получается: налог на зарплату на всю эту команду составляет – 107 000 рублей.
Но это еще не всё! На сцену выходит вмененный налог! Он составляет по 2000 рублей на каждого человека, работающего в сервисе. Всего человек у меня 15, значит вмененный налог составляет 30000 рублей.
Не сложно подсчитать, что совокупные расходы на налогообложение составляют 137 000 рублей.
Оборот автосервиса такого уровня составляет до 600000 рублей в месяц
Зарплатный фонд персонала составляет 413 000 рублей и полностью зависит от оборота. Все работники, включая администратора, работают по сдельной схеме -40% от суммы заказа, в некоторых случаях 50%, но это реже. Администратор получает 8% от общей суммы оборота по работам. Директор – остатки.
Стоимость аренды составляет: 120 000 рублей, за помещение моего уровня, однако, есть варианты дешевле, но менее приспособленные под СТО. И это еще не все расходы.

Сложив 3 суммы, мы поймем, что расходы на содержание и ЗП уже составляют 670 000 при предельном обороте в 600 000 на работах без запчастей… И как Вы считаете, на чем будет экономить руководитель при таком раскладе???
Позже подробно напишу подробную смету ежемесячных расходов.

Соответственно, если есть желание выжить, в автосервис трудоустраивается всего один человек, а именно директор и мы на ровном месте получаем 134 000 рублей экономии. А если хочешь вести бизнес по абсолютно белой схеме, надо в собственности иметь помещение сервиса, ставить цены как у официального дилера и вынуждать клиента покупать у себя запчасти по завышенным ценам. В противном случае ты принудительно становишься узником совести :)

Есть еще прикол: государство требует, чтобы юридический и фактический адрес сервиса (да и любого предприятия) совпадали, в противном случае при проверке могут навесить штрафана. Однако, до регистрации юрлица ты не можешь заключить договор на аренду, а зарегистрировать юрлицо без адреса ты тоже не можешь. Чтобы получить реальный юрадрес сразу ты должен иметь в собственности помещение под СТО, а если помещения нет, то по идее ты не можешь открыть СТО с реальным юрадресом…. Естественно, все юридические фирмы предлагают тебе купить юридический адрес. Стоимость услуги – 2000 рублей в год.

И еще: Если ты хочешь проводить стомость запчастей официально, то ты автоматом слетаешь с упрощенной системы налогообложения и попадаешь под обычную, таким образом требуется брать в штат бухгалтера на зарплату от 20 000 рублей. Поэтому, большинство небольших СТО в Акте выполненных работ пишут наименование работы с уже включенной стоимостью запчастей, а стоимость самих запчастей нигде не отражают и сообщают клиенту устно.

17 мая 2010. Часть четвертая: Взаимоотношения с арендодателем.

Когда я рассказываю о своем арендодателе, всегда вспоминается старый бородатый анекдот:
Умер один добрый человек и попал, как полагается в рай. Живет -
не горюет. Вдруг через рай несутся Черти в колеснице, и говорят:
- Поехали с нами, у нас выпивка, девушки, прелести всякие, все
искушения на выбор, все что захочешь! Поехали!!!
Мужик пошел к Господу:
- Господи, пусти меня в Ад на экскурсию!
- Но зачем тебе это? Тебе чего-то не хватает?
- Да нет, но просто интересно посмотреть.
Господь дал ему разрешение на три дня. Мужик вернулся, полон
впечатлений. Через некоторое время снова Черти несутся через Рай.
Сова пригласили. Отпросился, вернулся - довольный.
Через некоторое время опять все повторилось. После нескольких
путешествий Мужик долго думал, пришел к Господу:
- Господи, отпусти меня на совсем в Ад!
- Ты в этом уверен???
- Да.
Отпустил его Господь. Мужик собрался, приехал в Ад, а его тут же
в смолу!
- Ребята, да вы чего, это же я, вы же со мной пили, мы ж....
- А ты, дорогой НЕ ПУТАЙ ТУРИЗМ С ЭМИГРАЦИЕЙ!!

Помещение для будущей СТО я искал с помощью общедоступной глобальной сети. Вариантов уйма. Один другого лучше, но цены разнились существенно.
Надо сказать, все обзвоненные мной арендодатели были вообще не рады меня слышать, не смотря на то, что их помещения пустовали и как я понимаю достаточно долго. Причина этого видимо заключалась в том, что обслуживание самих помещений и налоги напрочь съедают большую часть прибыли, которую они получают за аренду, поэтому сдать помещение за сумму меньше фиксированной они не могут, а чтобы сдать его так, чтобы еще и прибыль нормальную получать – вопрос длительного времени.

Но, вот, наконец, я набрел на вариант, который меня устраивает по цене и качеству. Арендодатель – лицо кавказской национальности, купивший за бесценок в 90х себе достаточно большую площадку, находящуюся рядом со станцией метро. На месте площадки раньше был рынок. После освоения площадки рынка на ней не стало, а появилось несколько больших ангаров, которые арендодатель сдавал под производства, СТО, автомойки и просто как парковку для большегрузов.
Встретил меня арендодатель в своем ресторане: всё шикарно! Длинноногие короткоюбочные официантки подносили мне чай в арабских мензурках, я угощался только что привезенными с Азербайджана фруктами, со мной вели не спешную беседу несколько пожилых горцев, делая всяческие комплименты моей эрудиции, опыту и вообще как человеку. Лапша с ушей сваливалась на пол и противно чавкала под ногами.

Дальше мы с арендодателем перешли к конкретике: Он назвал свою цену: 170 000. Я улыбнулся, и предложил ему проанализировать рынок, сообщив, что у него нет шансов. Он предложил мне назвать свою цену. Рыночное детство невозможно скрыть, это факт. Но когда занимаешься крупными проектами, а не торговлей бананами, важен объективный подход, дабы не вызвать недоверие. У арендодателя это не очень получалось, но я подстроился под предложенную схему. Из контекста нашего разговора я понял, что текущие арендаторы должны ему очень много денег, и он готов их поменять на первого встречного. На чем я и сыграл. Сторговался я до 80тр в первый месяц, 100 тр во второй месяц, 120тр на последующее время. При всем при этом первую неделю я работаю без взносов по аренде. Ударили по рукам. Он предложил мне внести задаток, я не был против. Однако, получив деньги, он отказался как-либо самостоятельно писать расписку о получении, не говоря уже об официальных бумагах. Сказал: ты пиши, я подпишу. Я решил строить взаимоотношения на взаимодоверии и ничего писать не стал. Надо отдать должное, я не ошибся и ни разу за всё время работы он не опроверг факт получения денег.

Я назвал дату, когда собираюсь въезжать. Арендодатель сказал, что он может запустить меня и раньше, однако подготовительные работы не позволили мне ускориться. Настал день въезда. После вскрытия замка от ангара я увидел достаточно приятную картину: чистая ремзона, оборудование, которое мне обещали оставить, тоже на месте, всё устроено. Мне дали взглянуть на акт приемки оборудования. После ознакомления я обнаружил, что в ангаре не хватает двух незначительных позиций, о чем я и сообщил при приемке. Со мой согласились, сказав что учтут это тогда, когда я буду отдавать помещение в случае выезда. Но, естественно, при передачи бизнеса с меня потребовали вернуть оборудование на суму 8000 рублей. Будет мне уроком!

Ну, а дальше началось как в анекдоте! Обнаружив, что наша СТО работает с достаточно большим кол-вом автомобилей, арендодатель запретил мне ставить перед ангаром больше двух автомобилей, при этом отлично понимая, что я не смогу работать при таких условиях. Как только у нас произошло пару стычек на этой почве, он предложил взять у него в аренду дополнительную парковку за 7000 в месяц, что я и вынужден был сделать. Как только я взял эту парковку, сразу отпали проблемы большого кол-ва автомобилей перед ангаром: я парковал машины где хочу, а он мне не полоскал мозги.
Периодически мне подгоняли автомобили арендодателя, типа в ремонт. Обещалось, что чинить я их буду взаимозачетом. По факту ремонта автомобиля, я сообщал арендодателю стоимость работ. Вне зависимости от суммы работ он бегал и орал, что я чиню ему дорого, отношусь не по-человечески и вообще как мы к нему, так и он к нам. Таким образом, он применял стандартную практику, для подготовки аргументации в случае ужесточения условий аренды. С другой стороны он дал мне возможность завышать стоимость ремонта его автомобилей до любого предела – всё равно орать будет.
Однако, есть в наших взаимоотношениях и положительная сторона: а этапе старта арендодатель сдал нам в ремонт несколько мертворожденных машинок, сделав которые мы отбили чуть ли не половину аренды первого месяца и регулярно гонял к нам то свои машины, то машины любовниц. Традиционно поорав, он их принимал и взаимозачет засчитывал всегда без вопросов. Пару раз я просил у него отсрочку оплаты аренды, на что он тоже шел тоже поорав. Ну вот такое вот общение у народа, что поделаешь…

В общем, как только у меня звонил мобильный телефон и я видел на экране имя арендодателя, я снижал звук динамика, так как ничего кроме ора я от его не слышал.Когда я передал бизнес, он через 2 дня повысил аренду до 150тр, аргументировав тем, что…. «Ну у меня люди готовы взять помещение за 170!!!!» … Без комментариев!
Tags: бочка варенья, бояны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments